Описание образовательной программы начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования

МБОУ Большечирклейская средняя школа разработана на основе следующих нормативных документов:

-       Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (последняя редакция);

-       Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,утвержденный  приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"(Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2015 N 35916);

-       Примерная основная образовательная программа начального общего образования (Одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию) Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15.

Программа характеризует содержание, особенности организации образовательного процесса, учитывает образовательные потребности, возможности и особенности развития учащихся начальной школы как фундамента всего последующего обучения.

Структура основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Большечирклейская сш соответствует требованиям ФГОС НОО и содержит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования (далее - ООП НОО) в МБОУ Большечирклейская средняя школа и способы определения достижения этих целей и результатов.

Цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП НОО конкретизированы в соответствии с требованиями ФГОС НОО и учитывают особенности социального окружения ОО, ресурсное обеспечение и потенциальные возможности участников образовательных отношений.

Целевой раздел включает:

-пояснительную записку;

-планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы НОО;

-систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

-программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;

-программы отдельных учебных предметов, курсов;

-программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся;

-программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

-программу коррекционной работы.

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации

образовательной деятельности, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.

Организационный раздел включает:

-учебный план начального общего образования;

-план внеурочной деятельности;

-календарный учебный график;

-систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Реализация ООП НОО начинается с ознакомления обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений:

-                   с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательной деятельности в МБОУ Большечирклейская средняя школа;

-                          с их правами и обязанностями в части формированияи реализации ООП НОО, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения всеми детьми основной образовательной программы, закрепляются в заключённом между ними и образовательной организацией договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

 

1. Целевой раздел

1. 1. Пояснительная записка

Целью Программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

- обеспечить возможность получения качественного начального общего образования;

- формировать у школьников базовые предметные знания и представления о мире, обеспечивающие выполнение требований ФГОС к результатам начального общего образования и адекватным возрастным возможностям учащихся;

- формировать на основе этих знаний предметные умения, нашедшие отражение в требованиях ФГОС;

- обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее-дети с ОВЗ);

      - выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц проявивших, выдающиеся  способности, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;

   - создать условия для интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития и воспитания младшего школьника;

  -обеспечить условия формирования исследовательского поведения учащихся, поддержку индивидуального развития;

 - развивать культуру умственного труда, навыки самообразования самоконтроля;

-                      формировать основы здорового образа жизни.

Программа предусматривает достижение учащимися следующих результатов:

•                    личностных: готовность и способность к саморазвитию; сформированность познавательной мотивации; ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся; социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

•                     метапредметных: освоение учащимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

•                     предметных: освоенный опыт специфической для предметной области деятельности, готовность его преобразования и применения; система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мир

Программа раскрывает изменения, которые произойдут на этом этапе школьного образования в учреждении в соответствии со стандартом второго поколения. Эти изменения касаются приоритетных целей образования, принципов построения образовательного процесса, особенностей организации учебного дня младшего школьника.

Перестройка образовательного процесса в общеобразовательном учреждении подчиняется следующим принципам:

- личностно-ориентированному;

- культуросообразности;

-  непрерывности и преемственности образования;

- интеграции;

- дифференциации и индивидуализации;

- фундаментальности и вариативности;

 - социального партнерства и другим.

Содержание Программы МБОУ Большечирклейская сшсформировано с учётом социокультурных особенностей и потребностей Ульяновской области и муниципального образования « Николаевский район», интересы и запросы родителей и учащихся, возможности педагогического коллектива школы.

В образовательной программе учтены следующие особенности МБОУ Большечирклейская сш

-   в школе сложилась и успешно развивается система патриотического воспитания учащихся;

-   школа с коррекционно - развивающим компонентом (задача: обеспечить безопасный и здоровый образ жизни, коррекцию дефектов развития, формирование навыков практической деятельности).

Все компоненты образовательной программы разработаны на основе ФГОС и с учетом содержания УМК «Планета Знаний».

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования;

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося(в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, и детей с ОВЗ), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная образовательная программа формируется с учётом  особенностей      

Первом уровне  общего образования как фундамента всего  последующего   обучения.

Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

•                  с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

•                  с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

•                  с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

•                    с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

•                  с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

•                  с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также  характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

•                    центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

•                  развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося,  направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно- познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связываются с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательной деятельности и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности уровня начального общего образования. 


 Описание образовательной программы основного общего образования

Образовательная программа основного общего образования

Основная образовательная программа – это нормативный документ, оп­ределяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания, органи­зации учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

        Основная образовательная программа   МБОУ  Большечирклейской СШ разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования (далее – Стандарта), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897.  Структура программы определена в соответствии с требованиями Стандарта нового поколения, а ее содержательное наполнение учитывает рекомендации Примерной основной  образовательной программы основной школы.

В связи с введением  ФГОС ООО школа  начинает реализовывать основную образовательную программу основного общего образования (далее –  ООП ООО), содержащую, в соответствии с требованиями Стандарта, три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП ООО, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

программу развития универсальных учебных действий, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

программы отдельных учебных предметов, курсов;

программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;

программу коррекционной работы.

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы, и включает в себя:

учебный план основного общего образования в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

годовой календарный учебный график;

план внеурочной деятельности;

систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Целями реализации Образовательной программы основного общего образования являются:

— обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

— становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

— обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;

— обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

— обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

— установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

— участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии школьной социальной среды, школьного  уклада;

— взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;

— выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

  — создание условий для поддержки и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развития духовно-нравственных качеств учащихся;

— социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов;

— сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Адаптированная образовательная программа            

Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МБОУ  Большечирклейской СШ разработана для cоздания в МБОУ  Большечирклейской СШ гуманной адаптированной среды для детей  ОВЗ с целью социально – персональной реабилитации их и последующей  интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве. Данная программа обеспечивает  условия для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования; организации качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными  формами отклонений в развитии.

Адаптированная программа способствует:

  • сохранению и укреплению здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса.
  • созданию благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ.

Описание образовательной программы среднего общего образования

Образовательная программа среднего общего образования

 Образовательная программа среднего общего образования Муниципального бюджетного обшеобразовательного учреждения Большечирклейская средняя школа  (далее  - Программа) - комплекс основных характеристик образования, организационно-педагогических условий, форм аттестации, которыйпредставлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин(модулей), иных компонентов, а также оценочны и методических материалов Муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения Большечирклейская  средняя  школа (далее – Школа).

 Нормативная база Программы

Программа разработана с учётом следующих нормативных и распорядительных документов:

Федеральный уровень

1.Конституция Российской Федерации (ст.43).

2.Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г .N 273-ФЗ с изменениями и дополнениями.

3. Приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам  начального общего, основного общего и среднего общего образования».

4.Санитарно-эпидемиологическиеправилаинормативы (СанПиН2.4.2.№2821-10), зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993.

5.Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312«Обутверждении федерального      базисного  учебного    плана          и        примерных учебных         планов для   образовательных учреждений РоссийскойФедерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008г. №241, от30.08.2010г. №889, от03.06.2011г. №1994, от01.02.2012г.№ 74).

6.Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089«Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями и дополнениями.

7.Федеральный закон от 21.07.2005 №100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинскойобязанности и военной службе» и статью14Закона Российской Федерации «Об образовании».

8.Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федеральногоперечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 г. №729 «Об утверждении и перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе и имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательныепрограммы общего образования в образовательных учреждениях (в ред.приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. №2, от 16.01.2012 г.  № 16).

10. Примерные программы по предметам.

Региональный уровень

1. Постановление Правительства Ульяновской обл. от 11.09.2013 N 37/407-П "Об утверждении государственной программы Ульяновской области "Развитие и модернизация образования в Ульяновской области" на 2014 - 2018 годы".

2. Закон Ульяновской области от 13.08.2013 N 134-ЗО "Об образовании в Ульяновской области" (принят ЗС Ульяновской области 08.08.2013).

3. Распоряжение Министерства образования и науки Ульяновской области от  26 марта 2014 №  475-р «О реализации проекта  профориентационной работы с учащимися общеобразовательных организаций Ульяновской области «Профориентация – думай, пробуй, выбирай!»

  Приказ  Минобрнауки России от 29 июня 2017 года № 613 Подраздел "Астрономия" (базовый уровень) дополнительно включен с 7 августа 2017 года 

Школьный уровень

Устав МБОУ Большечирклейская сш

Локальные акты

  2. Целевые ориентиры деятельности субъектов реализации Программы

 Цель реализации образовательной программы

 Целью реализации  образовательной программы среднего общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником  Школы целевых установок,  знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными,         семейными,         общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

 Принципы проектирования  и реализации образовательного процесса:

- принцип фундаментальности и вариативности означает построение образования на вариантной основе единого федерального образовательного пространства, которое дополняется региональной и школьной вариативными составляющими;

- принцип непрерывности и преемственности образования .Образование рассматривается как постоянныйпроцесс на протяжении всей жизни с опорой на предыдущий  опыт и ориентацией на прогнозируемый результат;

- принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов;

- принцип многоуровневости предполагает образование на нескольких взаимосвязанныхуровняхсучетомвозрастныхиобразовательныхвозможностей обучающихся,задачихвоспитанияитворческогоразвития,формированияготовностик продолжениюобразования и жизни в обществе;

- принцип комплексности–это единство воздействия на сознание и поведение учащихся, включение их  в разнообразные виды деятельности, формирование интегративных качеств личности, взаимосвязь общего и дополнительного образования и самостоятельной деятельности;

- принцип дифференциации и индивидуализации направлен на создание условий для полного проявления иразвития способностей каждого школьника;

-принципосознанноговыборапредполагает,чтоучастникиобразовательного процесса обладают субъективнымиполномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов образования, участия жизнедеятельности школы и местного сообщества;

- принцип демократизации  и нацелен на формирование и развитие демократической культуры всехучастников образовательного процесса на основе сотрудничества, сотворчества, личной ответственности через развитие органов государственно-общественного управления Школой;

- принцип социального партнерства предполагает взаимодействие  учреждений различного типа,предусматривая: равноправие сторон; уважение и учет их интересов; заинтересованность в участи и в договорных отношениях; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросовдобровольность принятия обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнения по ихвине коллективных договоров, соглашений.

 Программа призвана обеспечить:

–преемственность между уровнями общего образования;

–создание психологически комфортной образовательной среды;

–развитие личностных качеств и способностей  обучающихся на основе приобретения ими опыта разнообразной деятельности, применения приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях (формирование ключевых компетенций);

–раскрытие учебных ресурсов обучающихся и их реализацию не зависимо от стартовых возможностей;

–усвоение обучающимися обязательного минимума содержания основных образовательных программ науровне требований государственных образовательных стандартов;

–формирование у обучающихся желания и умения учиться, постоянно расширять границы своих возможностей, саморазвиваться и самосовершенствоваться;

–развитие у обучающихся духовно-нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного,позитивного отношения к себе и окружающему миру;

–охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия;

–формирование осознанного принятия ценностей здорового образа  жизни,  умения регулировать свое поведение в соответствии с ним;

–сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка;

–поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора;

–развитие у обучающихся навыков общения и сотрудничества.

 Целевые ориентиры деятельности субъектов реализации Программы:

- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальнойпрактики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

- организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

- организация участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании развитии внутришкольной социальной среды;

- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

- предоставление обучающимся возможности эффективной самостоятельнойработы при поддержке педагогических работников;

- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия.