Отчёт по проведению декады родных языков-2019

  В нашей Большечирклейской школе с 11 по 28 февраля проводились мероприятия различного уровня. В день вежливости была проведена акция «Мин татарча сөйләшәм», и говорили об этикете татарского народа. Ребята показали уровень своей воспитанности, внимательности друг другу, употребляя вежливые слова.

Его цели и задачи были определены на заседании РМО учителей родного (татарского) языка и литературы. В рамках декады заранее были проведены  мероприятии   по родному языку и литературе среди обучающихся 5- 11 классов.

1 день. 14  февраля состоялось открытие декады.  Прошли

а)  научно- практическая конференция: «Изучаем творчество поэта- героя»,  посвященная  113- летию   выдающегося  татарского поэта  Мусы  Джалиля.

б).  Презентация.

в). Публичный доклад учащихся  5- 11-х классов, о жизни и творчестве великого татарского  поэта – патриота   Мусы  Джалиля.

 2 день.  17февраля   в 6-х классах прошел открытый урок - семинар  на тему: « Песня продолжает жить».(«Жизнь как песня»)  - провела  учитель родного языка  Этот урок носит воспитательный характер, заставляя учеников размышлять о Родине, о долге перед ней, о своей ответственности за судьбу страны. Чем дальше уходят от нас события Великой Отечественной  Войны , тем значительнее предстает в нашем сознании подвиг народа спасшего мир от фашизма. Навсегда в нашей памяти останется подвиг  татарского поэта  Мусы Джалиля.   

 3 день . 21февраля 2019г.   Учителя начальных классов с  учащиеся   1 -3 классов провели беседу:  «Мы помним Джалиля». Ребята узнали  о жизни писателя, о его подвиге. Просмотрели презентацию.

Ежегодно 21 февраля во всём мире отмечается Международный день родного языка. В нашей школе  отмечается этот праздник, провозглашенный  Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию. Эта  дата была выбрана в знак памяти событий 21февраля 1952 года, когда в Дакке, столице  нынешней  Бангладеш,  от пуль полицейских погибли студенты – участники  демонстрации, выступившие  в  защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных  языков  страны.   Язык является  наиболее  мощным  инструментом  сохранения и развития мирового культурного наследия в его материальных и нематериальных формах. Любая деятельность по  содействию  распространению родного языка поможет не только лингвистическому разнообразию и многоязычию, но и более полному пониманию языковых и культурных традиций во всем мире, а также солидарности на основе понимания, терпимости и диалога.  Введя в международный календарь  День родного языка  ЮНЕСКО призывала страны разрабатывать, поддерживать и активизировать мероприятия, нацеленные на содействие уважения, а также на поощрение и защиту всех языков (особенно языков, находящихся на грани исчезновения ), лингвистического разнообразия и многоязычия.  Эксперты полагают, что если не принять меры,  то примерно половина из 6000 языков, на которых говорят сегодня, исчезнет уже к концу 21 столетия, с исчезновением  устных недокументированных языков,  человечество может потерять не только свое культурное богатство, но  также важнейшие  древние знания, содержащиеся в языках коренных народов. Однако этот процесс не неизбежен, не необратим; правильно спланированная и осуществленная языковая политика позволяет увеличить эффективность усилий языковых сообществ, направленных в настоящее время на то, чтобы поддержать или  возродить  свои    родные языки и передать их молодым поколениям.

В рамках празднования даты, посвященной Международному дню родных языков, в нашей школе прошло мероприятие под названием “Туган телем-назлы гөлем” и интеллектуальная викторина “ Газиз туган телем!”,целями которого были  воспитание и уважение к культуре и традициям своего народа, пробуждение интереса учащихся к изучению и сохранению родного языка.

Ребята узнали интересные факты о языках разных народов. Расширился кругозор учеников, так как они собирали предварительно информацию и самостоятельно придумывали, и разучивали конкурсные задания, стихотворений Г.Тукая «Туган тел» на татарском и русском языках.Мероприятие сопровождалось музыкальными композициями.

Занимательный характер заданий никого не оставил в стороне, все проявляли активность и заинтересованность. По окончанию мероприятия высказывали собственную точку зрения.

Во время интеллектуального конкурса царила атмосфера дружбы и доброжелательности, сотрудничества. Все поставленные цели были успешно реализованы. По решению жюри все три команды получили высшие баллы.

Дети с удовольствием принимали участие, общались, размышляли, делились своими мыслями и впечатлениями, что способствовало активизации познавательной деятельности Мероприятие имело большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Оно не только углубило и расширило знания изучаемых языков, но и способствовало расширению кругозора школьников, развитию их творческой активности, повысило учебную мотивацию к изучению языков.

Любите родной язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!

В рамках декады родного языка, В 5- 9-ых  классах  14 марта  в школе проводился праздник «Ин татлы тел –туган тел». На литературно-музыкальном вечере прозвучали песни хора Г.Тукай «И туган тел!» 1 место, «Умырзая» в исполнении Куликовой Хавы- 1 место, «Мин яратам сине Татарстан»-1 место в исполнении Ягудина Али, а также чтения стихов на татарском и русском языках. Назирова Раиля 9 кл «Без татарлар»-1 место, Богапов Ильнур 9 кл «Туган тел» 1место, Нугайбекова Алися 8 кл «Татар теле» 2 место, Мунзафаровой Алсу 9 кл «Татарстан» 1 место ,Ульбековой Алсу и Аюпова Диния «Безнен туган телебез»-3 место.  Была организована выставка книг на татарском языке.

 

4 день.  19 февраля.  Уроки внеклассного чтения провели учителя русского языка и  литературы  Рафикова С. А. и Фахритдинова И.З. в 9-х классах на тему «Жизнь М. Джалиля принадлежит истории нашей литературы».   

5-й день. 20 февраля. Заочная экскурсия: Рафаэль Мустафин «По следам поэта»  для учащихся 5- 9 классов. В  школьной библиотеке  и в зале Сулеймановой А.Х.    была оформлена   выставка книг.    

6 день.  21февраля был проведен конкурс сочинений « Мой родной язык» для  3- 11-х классов. Победителями стали Назирова Раиля - 9 кл., Мунзафарова Алсу - 9 кл., Ягудин Али - 5кл.,Рахмаева   Марьям- 10кл., М Аюпова Гузяль – 11 кл., Мунзафарова Раиля-11кл.    

2).Вечер  поэзии,  посвященный  - 113-летию  Мусы Джалиля.

а). Прошел конкурс стихов среди школьников. Дети читали стихи Мусы Джалиля, Габдуллы Тукая и других татарских поэтов о войне,  мире  на земле.  Жюри в составе: Зам. директора по УВР и зам. директора по ВР Рафиковой Н.Х. и Гафаровой Г.Р, библиотекаря Сулеймановой А. Х., Нугайбековой И.И .выбрали трех лучших чтецов.  Первое  три место присудили Назировой Раили , Богапову Ильнуру и Мунзафаровой Алсу , второе  место  Нугайбековой Алсу , третье место Ягудину Али.  Нынешнее поколение должны знать таких людей, как Муса  Джалиль,  посколько  его судьба является отражением сложных и порой трагических  вех в истории страны, а его жизнь – символом веры, героизма и мужества. 

б) Заключительное мероприятие. Устный журнал: "Жизнь моя песней звенела в народе", для учащихся 5- 11-х классов Большечирклейской сош прошел вечер памяти татарского поэта, Героя Советского Союза Мусы Джалиля .  Мероприятие прошло на родном поэту, татарском  языке. Ребята узнали о ранних годах жизни поэта, его детстве, семье, о начале  творческой деятельности, его довоенных литературных достижениях, об общественной работе и, конечно же, о его беспримерном подвиге в фашистских застенках, о его «Моабитской тетради». Подвиг поэта стал символом  несгибаемой  воли, страстной любви к своему народу. Не случайно, Муса Джалиль удостоен высокого звания Героя Советского Союза, а творчество его отмечено Ленинской премией. Кроме того, ребята отвечали  на вопросы викторины, связанные с жизнью и творчеством поэта. В завершение участники  мероприятия посмотрели мультфильм « Праздник матери», который был снят на основе стихотворений «Ана бэйрэме»., «Соловей», «Красная ромашка», «Варварство».      

Учитель родного языка:  Ягудина Н. Р. Мавлютова Х.Г. Сулейманова А.Х. Нугайбекова И.И.